Термин «филигрань» имеет латинские корни и происходит от двух слов filum – нить и granum – зерно. В нашей стране этот способ декоративной обработки металла приобрел не только неповторимый русский колорит, но и другое название – скань (от древнерусского глагола «съкати» – свивать, скручивать в одну нить несколько прядей). В ювелирном деле оба понятия означают особую технику изготовления изделий путем спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в единый узор.

Техникой филиграни владели наиболее опытные и талантливые мастера-ювелиры. На примере татарских женских украшений можно выделить несколько типов скани. В изделиях татарских мастеров крупные завитки нередко завершались блестящими плоскими дисками или ромбиками. В других случаях основа сканого узора создавалась из комбинации различных геометрических фигур – кругов, овалов. Особое место занимает бугорчатая скань, где каждый завиток орнамента возвышается над плоскостью. В этой весьма трудоемкой технике проволочки заканчивались в плоскости изделия не одинарным завитком, как в плоскостной скани, а серией завитков, образующих небольшой витой конус, поднимающейся над поверхностью украшения.

В коллекции Национального музея РТ изделия, выполненные в филигранной технике, занимают значительное место. Ажурностью и красотой исполнения отличаются пуговицы и перстни, многочисленные бляхи и застежки для камзола, воротниковые застежки яка чалбыры и накосные украшения чулпы, коранницы, перевязи хасите и ожерелья, серьги и браслеты.