В Национальном музее Республики Татарстан хранится уникальный экспонат, являющийся подлинной реликвией, связанной с обрядом мусульманского паломничества – хаджа.

Речь идет о фрагменте шелковой ткани с надписями и зигзагообразным узором, представляющем собой кусок покрова храма Каабы в Мекке, называемого кисвой.

Практика завешивания Каабы тканью, возможно, восходит к 5 веку н.э. и является частью древней традиции покрытия специальной пеленой священных мест в знак особого их почитания. Уже в раннем исламе правитель, который устанавливал свою власть над священными городами Меккой и Мединой, обычно ежегодно изготавливал дорогостоящую кисву, которой завешивали наружные стены Каабы.

Завесы Каабы изготавливались и во времена Пророка и четырех праведных халифов, и в правление Омейадов, Аббасидов, Фатимидов, Айубидов и Мамлюков. Однако эти ранние образцы не дошли до наших дней. Лишь османские покровы Каабы сохранились, и немногие музеи мира имеют в своем собрании этот раритет.

В османском государстве из Стамбула ежегодно со специальным караваном отправлялись деньги и завесы к Двум святыням (в Мекку и Медину). Из всех этих даров наиболее значимыми были кисва, а также покрывало на дверь Каабы и лента для кисвы, с вышитыми золотом кораническими фрагментами и именем султана-заказчика. Эта традиция продолжалась более четырех столетий. Новые завесы для Каабы привозил караван паломников, приходивший из Египта в самом конце мусульманского лунного года. Кисва снималась, разрезалась, а ее части, почитаемые как реликвии, распределялись среди верующих.

Фрагмент кисвы, хранящийся в собрании нашего музея, составляет чуть более трех метров в длину, он датируется второй половиной 19 столетия.

Черная, немного отдающая в синеву, ткань кисвы с повторяющимся рисунком украшена полосками с надписями, расположенными зигзагообразно. В каждой полоске содержится фраза из Шахады, мусульманского исповедания веры, написанная почерком «сульс». Первая часть текста: «Ла алаха илля Ллаху» («Нет бога кроме Аллаха») – занимает восходящую часть полосы. Вторая часть – «Ва Мухаммадун расулу Лахи» («Мухаммад – посланник Бога») – занимает снижающуюся часть полосы. Надписи на переплетающихся лентах выполнены более крупным шрифтом и состоят из слова «Аллах», — надо отметить, что во всех надписях оно на вершине зигзагов. Их обрамляет фраза «Джала джалалаху» («Да восславится его слава!»), написанная нормально в восходящих частях и зеркальным письмом в опускающихся частях.