4 мая в Национальном музее Республики Татарстан на выставке «Золотые руки мастеров: традиционные промыслы татар» состоялся лекция-показ «Образцы рыбнослободского кружевоплетения».

Из фондов Национального музея РТ участникам семинара «Основы многопарного и численного кружева», который прошел с 1 по 5 мая 2015 года в Центре русского фольклора, были представлены редкие образцы рыбнослободского кружева конца XIX – начала XX века.

Образцы кружева были собраны в Рыбной Слободе и переданы в музейное собрание в 1920-1930-е годы. Особенно выделяются среди них изделия артели «Разнопромысловик» при Татшвейпромсоюзе.

Все они представляют большой интерес для современных мастериц, занимающихся возрождением традиционных русских орнаментов и техники плетения на коклюшках.

Кружевоплетение на коклюшках – кустарный промысел, существовавший в Рыбной Слободе ещё в XVI веке. Искусство плетения кружев было заимствовано мастерицами от выходцев из северных русских областей России.

Изначально изготовление кружевных изделий шло исключительно для местного потребления по старинным однообразным и переколотым узорам (сколкам). Новые оригинальными узоры были разработаны помещицей Екатериной Донауровой, которая самостоятельно выучилась плетению кружева, а затем создала собственное производство, на котором работали до двухсот кружевниц.

Славились рыбнослободские кружева во всем мире: заказы присылали не только из Москвы и Петербурга, но и из Америки.

Отличались изделия рыбнослободских мастериц оригинальными узорами, не повторявшими фольклорные мотивы других ремесленных центров. Названия узоров говорят сами за себя: «три мушки», «тринадцать паучков», «лимонов край», «копытце», «сосенка», «двенадцать денежек» и др.

Кружева, созданные неизвестными мастерицами минувших веков, являются частью культурного наследия. Их изучение дает уникальную возможность сохранить старинный промысел и сделать его популярным для наших современников.