ГЕЛИОГРАВЮРА, ИЛИ «СОЛНЕЧНЫЙ РИСУНОК»
В фондах Национального музея РТ хранится более 20 000 предметов из коллекции «Графика». Графические изображения очень разнообразны – это и акварель, и карандашный рисунок, и гравюра, и литография…
В данной статье мы хотим продолжить рассказ о разновидностях печатной графики: речь пойдет о гелиогравюре.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФОТОГРАФА И ХУДОЖНИКА В.Л. ЛАПТЕВА
Среди людей, давших картину жизни нашего края в самых разнообразных формах, не последнее место занимает фотограф и художник Владимир Лукич Лаптев. Он никогда не был краеведом, но его фотоработы отражают богатую палитру жизни нашей республики (прежде всего города Казани) с 20-х по 50-е годы прошлого столетия.
Для Государственного музея ТАССР, где он работал в 40-50-е годы, В. Лаптев писал картины на разные исторические темы. Некоторые из них, выполненные маслом, до сих пор украшают ряд его залов.
НЕГАТИВЫ В. В. ЧУМАКОВА В СОБРАНИЯХ ФОНДОВ НМРТ
Среди коллекций НМРТ есть немало материалов, в разное время поступивших от известного казанского краеведа и коллекционера, преподавателя Казанского инженерно-строительного института В. В. Чумакова (1931-1988 гг.)
МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ НЕГАТИВОВ А. И. БРЕНИНГА
В фондах НМ РТ хранятся уникальные экспонаты – коллекция стеклянных и плёночных негативов известного казанского мецената, медика и фотографа, владельца одной из городских аптек, Арнольда Ивановича Бренинга (1889–1937). Ранее негативы находились у местного краеведа Георгия Валентиновича Фролова. После его смерти в 2010 году они были пожертвованы музею в «Дни дарений» 5 апреля 2011 года его сыном, сотрудником Музея изобразительных искусств Андреем Георгиевичем Фроловым.
Указанные негативы являются лишь частью богатого творческого наследия Арнольда Ивановича. Остальной материал остался у его родственников и частных лиц.
О КОЛЛЕКЦИИ ЦВЕТНЫХ КСИЛОГРАФИЙ 1843 ГОДА В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РТ
В отделе изобразительных и документальных источников Национального музея РТ хранится комплект из 78 эстампов с изображениями народов Азии. В нем мы можем увидеть представителей различных народов и сословий: индийского раджу, вьетнамского солдата, японского генерала, персидского дервиша, арабского торговца и многих других. Эти эстампы представляют собой яркие, красочные рисунки с отчетливо прорисованными деталями. Они отпечатаны в технике ксилографии.
Ксилография (от греч. «xylon» — дерево, «grapho» — рисую) – это гравюра на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или другом материале.
О НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛАХ ЮБИЛЕЙНОГО СЪЕЗДА ОАИЭ 1929 Г., ХРАНЯЩИХСЯ В ОТДЕЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЧЛЕНА ОАИЭ В.В.ЕГЕРЕВА)
Общество Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете было создано решением участников IV Археологического съезда, который прошел в Казани в 1877 году. Устав Общества был утверждён министром народного просвещения 18(31) марта 1878 года. Эта дата считается днем основания Общества.
В Уставе Общества целью его деятельности было названо изучение прошедшего и настоящего русского и инородческого населения на территориях бывших Булгарско-Хазарских и Казанско-Астраханских царств, с прилегающими к ним территориями. Помимо научно-исследовательской деятельности члены Общества вели серьезную работу по сохранению памятников истории для последующих поколений. Вплоть до революционных событий 1917 года Общество археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете вело очень активную научную работу и по праву считалось одним из ведущих научных сообществ такого плана в Российской империи.
РЕЛИКВИИ ВОЕННЫХ ЛЕТ (ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА)
Прошло семьдесят два года со дня Победы в Великой Отечественной войне, но вновь и вновь мы находим и открываем имена героев, которые защищали нашу Родину от фашистского нашествия, пополняя ряды Бессмертного полка.
Раскопки «Снежного десанта», воспоминания ветеранов, родственников, архивные документы музеев, военкоматов, дневники очевидцев, фронтовые письма…