11 мая на территории МВЦ «Казань-Экспо» прошёл IX Республиканский ифтар. Национальный музей Республики Татарстан познакомил участников ифтара с раритетами музейной коллекции мусульманской культуры.

Среди них главное место, несомненно, принадлежит редчайшему предмету, который не встречается в собраниях других музеев России. Речь идет о фрагменте покрова Каабы – кисвы, или завесы, которая была внешним покровом храма Каабы в Мекке. По обычаю, по окончании хаджа покров Каабы, сшитый из нескольких полос тяжелой ткани черного цвета, разрезался на небольшие куски, которые раздавались паломникам. Мусульмане бережно хранили эти реликвии в своих семьях, передавая потомкам. Один такой фрагмент поступил в Музей народов Востока в 1920 году от представителя прославленной купеческой династии Мухаммедшакира Казакова. Что касается второго фрагмента, представленного на выставке, то прежде всего обращает на себя внимание его необычно большой размер – его длина составляет больше трех метров. История поступления в музей этого раритета такова: в апреле 1937 года его принесла в музей проживавшая на улице Достоевского в Казани Фатыма Хабибуллина. В документах музея остался комментарий владелицы: «в 1917-м году купила у какого-то гражданина, который привез из Турции». По-видимому, на решение расстаться с этой семейной реликвией повлияло весьма неспокойное время, когда хранить такие вещи дома осмеливался не каждый.

Этот раритет, который никогда не экспонировался, впервые покинет хранилище Национального музея Республики Татарстан. Следует отметить, что аналогичные по времени и стилю фрагменты можно встретить во Дворце-музее Топкапы (Стамбул), в коллекции Нассера Халили (Лондон), других зарубежных собраниях.

Кисва выткана из шелка способом лампасного переплетения по атласной основе, ее украшают повторяющиеся надписи, расположенные зигзагообразными полосами. Соразмерность, изящество, красота монументальных надписей, выполненных почерком «ясный сульс», делают кисву настоящим произведением искусства своего времени. Известно, что надписи для покрова Каабы разрабатывали известные османские каллиграфы. В каждой полоске содержится фраза из Шахады, мусульманского исповедания веры. Первая часть текста: «Ла алаха илли Ллаху» («Нет бога кроме Аллаха») – занимает восходящую часть полосы и написана таким образом, что слово «Аллах» появляется на самом верху. Вторая часть – «Ва Мухаммадун расулу Лахи» («Мухаммад – посланник Бога») – занимает снижающуюся часть полосы, но написана таким образом, что слово «Аллах» опять появляется сверху. Надписи на переплетающихся лентах выполнены более крупным шрифтом и состоят из слова «Аллах», которое вновь появляется на вершине зигзагов. Их обрамляет фраза «Джала джалалаху» («Да восславится его слава!»), написанная нормально в восходящих частях и зеркальным письмом в опускающихся частях.

Достойным обрамлением кисвы служат образцы каллиграфии и украшения Корана. Это развороты рукописных Коранов из собрания «Дар-ал-Кутуб» в Каире. Наш музей владеет 92-м экземпляром факсимильных листов, изданных тиражом всего 225 экземпляров фондом Тезаурус Исламикус в 2005 году. Выставки данного уникального проекта прошли в разных странах мира. Шедевры периода династий Мамлюков и Ильханидов, правивших в 14 веке, — рукописные Кораны с изысканным каллиграфическим письмом и орнаментальным оформлением – были выбраны для копирования и напечатаны с применением современнейших технологий. Каждый лист оттиснут на хлопковой бумаге с применением офсетных красок и сусального золота 23,5 карата.