Тукай в скульптуре: казалось бы, одна из столбовых дорог в искусстве Татарстана, какие тут могут быть вопросы? Но современный социум и здесь ставит перед творцами новые задачи, выполнение которых, однако, затруднено рядом проблем. Всё это обсуждали представители культурного сообщества республики на круглом столе 29 июня в Литературном музее Габдуллы Тукая.

«Произведения монументального искусства по мотивам жизни и творчества Габдуллы Тукая» – так звучала тема круглого стола, идея которого исходила от Министерства культуры Республики Татарстан. На предложение откликнулись скульпторы, художники, искусствоведы, руководители учреждений науки и художественного образования, музейные работники.

Презентация напомнила собравшимся о целой плеяде памятников Тукая в Казани и районах Татарстана, в разных городах России и зарубежья. Как правило, это фигуры или бюсты на постаментах. Но если, скажем, в середине ХХ века стремление воплотить и увековечить облик великого татарского поэта стояло во главе угла, то сейчас ситуация иная. Потребность общества, особенно молодёжи, направлена не на «возвышающиеся над народом» тукаевские статуи, а на такие скульптурные формы, которые, став частью местной социокультурной среды, предполагают «личное общение» с Тукаем и его творчеством.

Одну из таких скульптур представили участникам круглого стола в виде макета. Автор этой работы, в которой присутствуют и образ Тукая, и мотивы его творчества – известный казанский скульптор, член Союза художников России Владимир Демченко. По его мнению, эта композиция подходит для сквера, «в форме амфитеатра, где бы собирались люди».

Подобные вещи, как отметили собравшиеся, возможно устанавливать в самых разных местах – и в новых районах Казани, сделав их привлекательными для жителей и приезжих; и в районах Татарстана, создав в каждом из них уникальную культурно-ландшафтную среду. Причём не только в скульптуре. «У нас много пустых стен. Можно делать витражи, выкладывать мозаики – и многие улицы заиграют совсем по-другому», – отмечали собравшиеся.

Всё это тесно перекликается с музейной работой по устроению тукаевских выставок в людных городских пространствах, таких как казанский международный аэропорт имени Тукая и станция метро «Площадь Габдуллы Тукая». Об этом напомнила заместитель генерального директора Национального музея Республики Татарстан по научно-исследовательской работе Светлана Измайлова.

Примечательна позиция молодых скульпторов, которую высказал Фанил Валиуллин: памятников и бюстов Тукая сегодня и так вполне достаточно, и в тех же малых архитектурных формах нужно больше популяризировать именно творчество поэта. И вновь был поднят вопрос о мелкой пластике – с тем, чтобы персонажи тукаевских произведений расходились по городам и странам в виде сувениров, красивых и разных, внося свою лепту в развитие культурно-туристического бренда Татарстана.

А дальше – были затронуты проблемы, которые мешают претворению всего сказанного в жизнь. О них говорили и скульптор Владимир Демченко, и директор Казанского художественного училища имени Фешина Ольга Гильмутдинова, и другие спикеры.

Во-первых, у многих творцов, особенно молодых, нет мастерских, в силу чего «невозможно перевести произведения художников в материал». Причём это относится не только к воплощению тукаевских образов и мотивов в скульптуре, но и к другим видам творчества – той же керамике или кожаной мозаике.

Ключевая же проблема – в фактическом отсутствии для сферы изобразительного искусства системы госзаказа и механизма его проработки. «Без экономики реализация творчества невозможна», – таково единодушное мнение выступавших.

Словом, был обозначен серьёзный вопрос во взаимоотношениях власти и культуры. В дальнейшем сформулированные моменты предстоит рассмотреть на уровне Минкультуры республики; ведомство на мероприятии представлял начальник отдела взаимодействия со средствами массовой информации и общественными организациями Айрат Файзрахманов.

Круглый стол стал одним из мероприятий к 135-летию со дня рождения поэта. Встреча не случайно проходила в Литературном музее Тукая, который, как говорили собравшиеся, является «местом, куда ведут все дороги», связанные с представлением наследия солнца татарской поэзии.

 

Виктор Пашкин – сотрудник пресс-службы НМ РТ

Фото – Мария Вандышева, младший научный сотрудник НМ РТ