«Казань времен Горького: улицы и лица»

ГлавнаяНовости«Казань времен Горького: улицы и лица»
Поделиться

В рамках фестиваля «Горький+» Национальный музей Республики Татарстан подготовил уличную выставку, которая установлена в Лядском саду, вблизи улицы Горького и недалеко от Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина.

«Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих университетов». Так, в 1936 году, вспоминая прошлое, скажет Алексей Максимович Горький в беседе с журналистом Шебуевым.

Казань по праву считается «духовной родиной» и главным «университетом» жизни одного из самых противоречивых и до конца не изученных писателей ХХ века, гуманиста и просветителя, интернационалиста и патриота, самобытного художника и «гражданина мира».

Именно казанский период во многом определил его духовное становление. Алексей Пешков приехал в Казань в августе 1884 года для поступления в университет. Четыре года, проведённые здесь, стали периодом духовного роста, идейного становления и развития будущего писателя.

На фотографиях из фондов Национального музея Республики Татарстан и Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина представлены виды улиц и зданий, связанных с «университетами» будущего писателя. Они являются очевидцами биографии и помогают воссоздать хронику событий, факты из жизни будущего писателя.

Казань, представшая глазам Алексея Пешкова, – город социальных контрастов. Возвышенную часть города по традиции занимали представители высших слоёв общества, по окраинам – слободы, где селилась беднота. Одно из первых мест пребывания Горького – «Марусовка» – беднейший квартал в самом центре Казани, знакомая не одному поколению студентов.

Среди памятных мест – Татарская слобода с оживленным Сенным базаром. Как позднее писал Горький, – «….хотелось уйти в Татарскую слободу, где живут какой-то особенной, чистоплотной жизнью добродушные, ласковые люди; они говорят смешно искажённым русским языком; по вечерам с высоких минаретов их зовут в мечети странные голоса муэдзинов, мне думалось, что у татар вся жизнь построена иначе, незнакомо мне, не похоже на то, что я знаю и что не радует меня».

На фотографиях можно увидеть и казанских знакомых – Гурия Плетнева, Николая Евреинова и Андрея Деренкова, – главных действующих лиц в казанской биографии Горького. С казанцем Федором Шаляпиным объединило общее стремление попробовать себя в качестве хориста. Фотографии жителей, принадлежавших к разным сословиям и социальным группам, дополняют пёструю картину жизни Казани времен Горького.

В течение всего своего жизненного пути А.М. Горький обращался
к событиям далёкого прошлого, рассказывая о людях, с которыми свела его судьба в Казани, к фактам и событиям. Более двадцати художественных
и публицистических произведений явились осмыслением пережитого в этом городе, вошли яркой страницей в его литературное наследие.