Экслибрис (ex libris) в переводе с латинского означает «из книг». Это небольшой бумажный ярлычок, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу. На нем обозначены обычно имя и фамилия владельца и какой-нибудь рисунок, образно говорящий о его интересах или профессии.

Предвестниками экслибриса были вкладные записи на рукописных духовных книгах, которые заказывались богатыми людьми как подношение церкви или монастырю. Делая такой драгоценный вклад, даритель указывал в записи цель своего пожертвования и свое имя, число и год, название церкви или монастыря. В России вкладная запись была очень популярна, начиная с XIV века вплоть до Петровского времени.

При Петре I в книжный мир России пришел бумажный экслибрис. Так как дорогую книгу или библиотеку в XVIII веке могли позволить себе только дворяне, широкое распространение получили гербовые, вензельные и сюжетные экслибрисы. Во второй половине XIX – начале XX веков владельцами библиотек все больше становятся ученые, писатели, художники, просвещенные меценаты из купечества, что отразилось на композициях сюжетных экслибрисов.

Экслибрис представляет собой миниатюрное произведение графического искусства. Многие известные художники оттачивали свое искусство в изготовлении книжных знаков, выполняя их в распространенных техниках гравюры – ксилографии (гравюра на дереве) и гравюры на линолеуме.

После Великой Октябрьской социалистической революции развитие сюжетного экслибриса было связано с возникновением большой сети личных и общественных библиотек. Художники создавали книжные знаки для государственных, общественных книгохранилищ и личных библиотек, символизировавшие их состав или их деятельность.

Один из таких сюжетных экслибрисов был награвирован на дереве профессором Академии художеств в Ленинграде П.А. Шиллинговским (1881-1942) и весной 1927 года введен для книжного фонда Центрального музея ТАССР (ныне – Национальный музей Республики Татарстан). Композиция экслибриса символически отражает цели и задачи музея и его книжного фонда. На переднем плане изображена статуя Аполлона Бельведерского – покровителя искусств, за ним – архитектурный «пояс» Казанского кремля, олицетворяющего древнюю историю Казани. Аполлон как бы приоткрывает завесу в древнюю казанскую историю, что и определяет профиль и задачи нашего музея и его книжного собрания.

Павел Шиллинговский исполнил также экслибрис для Петра Корнилова – известного историка искусства, библиофила и коллекционера. В 1920-1930 гг. кандидат искусствоведения, профессор П.Е. Корнилов (1896-1981) был сотрудником Центрального музея ТАССР. Практик и знаток музейного дела, он многое сделал для организации охраны памятников культуры в Татарстане.