Гармонь, или, как ее ласково называют, гармошка – не только один из самых популярных инструментов во многих западноевропейских странах, но и любимый инструмент русского народа. Он состоит из двух корпусов, между которыми помещается воздушный резервуар – мех. Играют на гармони двумя руками, сжимая и разжимая меха, одновременно надавливая на клавиши и кнопки. Воздух поступает на особые металлические язычки – они начинают звучать.

Кто придумал гармонь и где впервые появился этот инструмент, доподлинно неизвестно. Считается, что гармонь изобрел чешский органист Франтишек Киршник в 1783 году, а тот внешний вид (корпус и две клавиатуры с клавишами), который нам известен сегодня, придал инструменту в 1829 году русский мастер Демианов, проживавший в Вене.

В России гармони начал изготавливать тульский умелец Иван Сизов в 1830 году. Очень скоро гармошка с ее простотой, выразительностью, мелодичностью, звучностью завоевала всеобщее признание и стала поистине русским народным инструментом. В каждой местности бытовали свои особенные гармошки, отличавшиеся и оформлением, и конструкцией, и музыкальными возможностями. Появились череповецкие гармошки – «черепашки», саратовские, вятские, вологодские, «ливенки» (из городка Ливны), елецкие, бологоевские, смоленские, касимовские и другие. Столичная школа гармоник существовала в Санкт-Петербурге.

Гармошка была популярна и у татар. Они называли ее «тальян-гармун».

Первым профессиональным татарским гармонистом и кумиром первой половины ХХ века был Файзулла Кабирович Туишев, народный артист ТАССР, заслуженный деятель искусств ТАССР. Самоучка, Ф. Туишев достиг абсолютного совершенства в игре на гармони. Будучи виртуозом, он удивлял слушателей: мог с полутона взять любую мелодию, подбрасывал гармошку во время игры, причем мелодия продолжала звучать, в процессе игры менял гармони, играя то на больших, то на крошечных, размером со спичечный коробок.

Игрой Туишева восхищались многие великие: Федор Шаляпин, Максим Горький, Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Галиаскар Камал, Адель Кутуй. Известный дрессировщик Владимир Дуров в шутливом послании Файзулле Туишеву написал: «Я хочу, чтобы в моих руках мои лисицы и кошки были послушны, как в ваших руках послушны гармошки».

В течение всей своей жизни Файзулла Туишев собрал уникальную коллекцию из 17 гармоней XIX – начала XX веков – самые разнообразные инструменты, как из европейских стран, так и из разных уголков России и Татарстана. Сейчас эта коллекция хранится в фондах  Национального музея Республики Татарстан.

Самая маленькая гармошка в коллекции – всего 4,5 х12 см. Интересно, что все свои гармошки Ф. Туишев назвал женскими именами: «Асия», «Мялика», «Мярьям» и т.п. У каждой – своя романтическая история. Имена выбиты на металлических табличках и прикреплены к деревянным деталям гармошек.