В 1767 году, желая ознакомиться с отдаленными губерниями России, императрица Екатерина II решила совершить  путешествие по Волге. Для этой поездки в Твери были подготовлены 4 галеры – «Тверь», «Ярославль», «Волга» и «Казань».

2 мая  императорская флотилия отправилась из Твери вниз по Волге. Она прибыла в Казань 26 мая. Дорога от пристани была устлана красным сукном. Через ворота Тайницкой башни Екатерина со свитой проследовала в Кремль, в Благовещенском соборе был отслужен молебен. Казань императрице чрезвычайно понравилась, и она чувствовала себя «весьма хорошо, истинно как дома».

Предание связывает с пребыванием императрицы в Казани историю великолепной кареты, которая относится к числу уникальных экспонатов собрания Национального музея Республики Татарстан. Эта карета – символ пышного и блистательного дворянского XVIII века. Подобными экипажами обладают только крупнейшие музеи – Музей-заповедник «Московский Кремль», Эрмитаж, Государственный Исторический музей. Однако все кареты неповторимы, так как изготавливались по индивидуальным заказам. В создании парадных роскошных карет принимали участие выдающиеся скульпторы, архитекторы, живописцы, бронзовщики.

Считается, что карета создана в середине XVIII века во Франции. Она изготовлена из различных пород дерева: дуба, березы, липы и сосны.

Предназначена для поездки двух лиц. Возок подвешен на кожаных ремнях-рессорах, которые регулировались при помощи специальных механизмов, расположенных позади кареты. В зависимости от рельефа дороги они натягивались или ослаблялись лакеем, стоящим на запятках.

Колеса кареты покрашены в красный цвет, диаметр задних колес составляет 180 см. Передние имеют небольшой диаметр – 60 см, они украшены позолоченной резьбой по втулке.

Резные, золоченые рельефы украшают возок, его двери, другие части и детали. Орнамент выполнен в стиле барокко.

Значительное место в декоре возка занимают живописные картины мифологического содержания: на дверцах кареты изображены Юпитер, Нептун и Венера, на передней части возка нарисована ладья Нептуна, на  задней стенке  – его колесница. Живопись предположительно относится к работе мастеров школы французского художника Ф. Буше.

Внутри карета обита бархатом вишневого цвета. Стеклянные окна кареты изнутри украшают бархатные занавески, украшенные бахромой. Бархатом покрыты и две ступеньки, которые спускались от возка и поднимались во время езды. Крыша кареты покрыта черной кожей, закрепленной по периметру особыми гвоздями. Впереди возка – высокое место для кучера, сзади – место для лакея, стоящего на запятках кареты.

Экипажи играли важную роль в церемониальных процессиях. Роскошь и помпезность выездов были свидетельством авторитета и богатства владельца экипажа.

Императрица ездила в этой карете по Казани, а затем подарила экипаж архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину.

Летом 1889 года архиепископ Павел передал карету в ведение Казанской городской думы. В 1890 году, с мая по сентябрь, карета экспонировалась на научно-промышленной выставке, которая проходила в Казани. После закрытия выставки встал вопрос о дальнейшем местопребывании  императорского экипажа.

В это же время началась работа по организации Казанского городского научно-промышленного музея. Его Совет обратился в городскую думу с ходатайством о разрешении перевезти в музей карету императрицы Екатерины II, где ее предполагалось выставить для представления широкой публике. Ходатайство было удовлетворено. Долгое время карета находилась в экспозиции историко-этнографического отдела музея, сейчас карету можно увидеть в экспозиции «Казанская губерния в XVIII веке».