Среди экспонатов выставки «Раритеты православной культуры» в Национальном музее Республики Татарстан есть необычный предмет: два треугольных лепестка, расшитых бисером, соединяют концы затейливо сплетенного кожаного ремешка. Это лестовкаособые православные старообрядческие чётки.

Еще в первые века христианства неграмотные монахи, которые не могли выполнять молитвенное правило по книгам, делали себе вервицы и четки: на простую веревочную петлю навязывали узлы или нанизывали бусины, по которым считали прочитанные молитвы. Со временем незамысловатое приспособление для счета молитв видоизменилось, наполнилось глубоким смыслом.

Интересно, что само слово лестовка произошло от старославянского лествица, то есть лестница, или лестничка. Действительно, лестовка напоминает узенькую, гибкую, хрупкую лестницу: она представляет собой круглый кожаный ремешок, состоящий из переплетенных между собой твердых жгутиков-петель. Петли называют по-разному: бобочки, бобошки, бобки, бубочки, бубошки – в них вставляются крошечные свитки с молитвами. Идущие друг за другом в строго установленном порядке, неизменном в течение долгих веков, бобочки символизируют крошечные ступеньки для духовного восхождения — нескончаемую молитвенную дорожку. Начало и конец молитвенного круга заключаются между двумя парами треугольных лепестков, называемых лапостками.

Сама лестовка и все ее детали наполнены духовным и философским смыслом. Например, треугольник лапостка – символ Святой Троицы, четыре лапостка означают четырех евангелистов. Обшивка лапостка – евангельское учение. Традиционно лестница лестовки состоит из 109-ти ступеней. Первые три ступени и последние три ступени называются аллилуйными, потому что творение молитв по лестовке начинается и заканчивается молитвой, которой православный христианин должен начинать и заканчивать все свои дела: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже!» Пустые, без «бубочек», места — полоски длиной около двух сантиметров – означают земное и небесное. В начале лестовки такое место обозначает материальное и называется «земля», а в конце лестовки -«небо», итог восхождения по духовной лестнице. Соприкосновение этих двух концов между собой знаменует встречу «Неба» с «Землею».

Каждый благочестивый христианин должен был семь раз пройти лестовку — прочитать 700 молитв Иисусовых. Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семм таинств церковных. В современных лестовках передвижки делаются символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.

Размеры лестовок, их цвет, украшения могут быть самые разные, поэтому различают детские, женские и мужские лестовки, праздничные и обиходные, венчальные и траурные.

Внешняя сторона лапостков всегда особенно красива: ее вышивают, украшают бисером. Мужские лестовки обычно темного цвета с вышитыми начальными буквами имен евангелистов, а женские — более яркие, с узорной бисерной вышивкой.

Интересно, что в старину лестовками пользовались не только при чтении молитв – их назначение было самое разнообразное. Во время венчания молодые держали в руках белые, украшенные дорогой вышивкой и белым бисером лестовки. Траурные, погребальные лестовки вкладывали в руку усопшему христианину. Существовал обычай по большим церковным праздникам брать с собой на службу самую красивую, яркую лестовку.  Особо благочестивые русские купцы всегда носили с собой лестовку, постоянно перебирая ее пальцами. Кожаная лестовка в руках сурового родителя могла служить для наказания и вызывала трепет у непослушных детей. Богато украшенная лестовка была желанным подарком для любого верующего человека.

О предназначении лестовки даже сложены стихи, которые можно встретить на старинных лубочных картинках.

 

Сто девять ступенек,

Четыре лапостка —

Счет вести молитвам,

Приструнить озорника.