Таинственная и загадочная, молчаливо хранящая свою историю более тысячи лет, она лежит, тускло отсвечивая серебром, в одной из витрин экспозиции «Древняя история Татарстана» нашего музея. Древняя маска. Она никогда не бывала на маскарадах, и из-под нее никогда не сверкали веселые глаза. Эта маска особая – погребальная, маска печали и скорби.

Культ мертвых и связанный с ним обычай класть на лицо умершего маску был широко распространен в разное время у разных народов, и коллекции погребальных личин – из золота и серебра, нефрита и терракоты, гипса и воска, глины и дерева – хранятся во многих музеях мира. По одним представлениям древних, такие маски должны были помочь душам опознать своих хозяев, по другим – служили для сохранения изображения умершего – обиталища его души.

Согласно языческим поверьям, бытовавшим в древности среди народов Волго-Камья (в частности, у волжских булгар), душа не сразу покидает тело умершего и некое существо с белым блестящим ликом может выходить из могилы, даже есть и пить. Поэтому сородичи, закрывая лицо мертвого человека, как бы изолировались от его души-тени. Чтобы дух покойного не вернулся в мир живых, при захоронении голову покрывали шелком с прикрепленной к нему личиной из тонких серебряных пластин.

Серебряная погребальная маска была обнаружена в 1960-х годах на раскопках знаменитого Танкеевского могильника археологами Еленой Халиковой и Евгением Казаковым. Из сотен найденных в 60-80-е гг. в Поволжье самых разнообразных лицевых покрытий ученые насчитали около двадцати видов разных по размерам и материалу масок, среди которых есть и серебряные, и позолоченные, и бронзовые.

В процессе исследований выяснились интереснейшие факты. Например, что в ранней Волжской Болгарии погребальные обряды, связанные с использованием масок, привнесены с Урало-Прикамья уграми и что именно угры участвовали в формировании этноса и культуры древних волжских булгар.

Ученые-археологи установили также, что лицевое покрытие, к которому пришивали маску, было сделано из китайского шелка (это говорит об участии волжских булгар в товарообмене по Великому шелковому пути), а у обских угров маской служили шкуры животных мехом внутрь с пуговицами на месте глаз и рта. Некоторые маски несут на себе отпечатки форм носа, бровей, усов – по ним можно судить о некоторых деталях внешнего облика жителей Волжской Булгарии.

Изучение погребальных личин позволило ученым сделать выводы не только об этническом и культурном многообразии всего древнего Поволжья, но и об общности обрядов у народов, населявших Волжскую Булгарию в IX-X веках.

Многое могла бы рассказать древняя погребальная маска…