Статуя фараона, гробница, мумия… Предметы, связанные с миром Древнего Египта, неизменно возбуждают интерес и даже рождают некий священный трепет у посетителей всех музеев, где есть подобные экспонаты, – всегда кажется, что за ними скрываются какие-то тайны.

В богатой коллекции древностей Национального музея Республики Татарстан есть предмет совершенно уникальный – покрытый сюжетными росписями деревянный саркофаг XI века до нашей эры. Несмотря на солидный возраст, хорошо сохранился и сам саркофаг с крышкой, и желтый левкас – покрытие, и росписи на нем. История экспоната не менее интересна, чем он сам.

В 1891 году знаменитый французский археолог Эжен Гребо (Eugène Grébaut, 1846-1915) нашел в египетском городе Дэйр-эль-Бахри 13 гробниц фиванских жрецов. Удивительные находки обогатили не только Каирский музей – ими щедро поделились с музеями университетских городов Европы. Один из саркофагов (в числе древностей, принесенных в дар Его Высочеством Хедивом Египта) был передан в 1892 году в Музей Казанского университета по повелению Императора Александра III. В 1928 году экспонат поступил в историко-археологический отдел Центрального музея Татарской Республики из кабинета истории материальной культуры Восточно-педагогического института.

Музейная азбука. С – Саркофаг

Ученым удалось установить, что это – так называемый «внутренний» саркофаг (был и «внешний»). Этимология слова имеет греческие корни и достаточно неожиданное значение – «пожиратель мяса». Саркофаги – иначе говоря, своеобразные гробы, выполненные из дерева и представляющие собой не просто способ похоронить тело, но и важнейшую часть погребальных церемоний великих людей Древнего Египта. При богатых торжественных захоронениях пользовались несколькими саркофагами. Они вкладывались один в другой, как матрешки. Первый саркофаг изготавливались из дерева, в него непосредственно помещали забальзамированное тело. Второй, или внешний саркофаг, как правило, был изготовлен из камня, иногда из металла.

«Наш» саркофаг принадлежал жрице храма Амона Ра в Фивах – Неси-та-уджат-йехут (Nsi-t-Wdt-ihwt), похороненной в XI веке до н.э. Он сделан традиционно – в форме мумии. По желтому (или пожелтевшему от времени?) фону разрисован (не только снаружи, но и внутри) изображениями, связанными с мифами, загробными странствиями, представлениями о боге Солнца: здесь и «мать звезд, богиня Неба» Нут, простирающая свои крылья над покойником, и бог Анубис, проводник в загробный мир, и скарабеи – символы солнца. Надписи, расшифрованные египтологами, прославляют богов: «Говорит Гатор, пребывающая в Аменти, око Ра», «Слава тебе, Осири, владыка веков, царь вечности…», «Радуются все боги, принимая дары…». Смысл многих таинственных иероглифов, формул и магических знаков до сих пор не разгадан учеными. Расшифровать их предстоит будущим поколениям историков. Экспонаты нашего музея ждут своих исследователей.