Щипцы свечные – металлическое приспособление, которое используется для снятия нагара, правки пламени свечи и подрезки фитиля.

Традиционные свечные щипцы для снятия нагара имеют вид ножниц с плоским и широким клинком (лезвием), с фигурными ручками на трех ножках-опорах. Одна ножка поддерживает лезвие, две другие – ручки.

С середины XVI века на лезвие стали наваривать коробочку для срезанных фитилей, которые делались разной формы: квадратной, круглой, реже – фигурной. С XVII века щипцы начали украшать разнообразными орнаментами и снабжать специальными металлическими подносами.

Чаще всего свечные щипцы отливались из латуни, но есть экземпляры из стали, бронзы, серебра или посеребренные. Вплоть до начала XX века необходимость в свечных щипцах была очень велика, так как свечи, в основном, изготавливались из воска или животного жира, который образовывал на конце фитиля наплыв нагара и потому коптил тем больше, чем длиннее был фитиль.

С изобретением парафина и стеарина необходимость в постоянном укорачивании фитиля отпала, но полностью не исчезла в виду того, что в XIX веке фитили делались из толстого хлопкового жгута, усиленного свинцовой нитью. Такой фитиль практически не сгорал. Когда воск оплывал, и фитиль становился слишком длинным, пламя свечи поднималось на пожароопасную высоту, и фитиль укорачивали щипцами, оставляя длину не более 5 мм.

После изобретения промышленной пропитки фитиля борной кислотой, необходимость удалять остатки фитиля практически исчезла. Но, несмотря на это, свечные щипцы производятся до сих пор, в частности, для нужд храмов.

Коллекция свечных щипцов в собрании Национального музея Республики Татарстан насчитывает чуть больше десятка образцов. Все они, в основном, поступили в музей в дореволюционный период от частных лиц. Каждый экземпляр этих щипцов отличается своей декоративной отделкой.
Поверхность одних сплошь покрыта гравированным рисунком растительного характера, другие украшены рельефным цветочным орнаментом. Разнообразны и формы коробочек на щипцах. И хотя в быту эти интересные предметы отслужили свое, в истории они навсегда остались как интересные памятники декоративно-прикладного искусства.