Более 250 млн рублей – такова беспрецедентная сумма страховки оклада подлинной Казанской иконы Божией матери, который вскоре перевезут из главного музея Татарстана в восстановленный собор Казанской иконы Божией Матери. Декларацию о меценатском страховании реликвии подписали 12 июля министр культуры РТ Ирада Аюпова, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и заместитель генерального директора АО «АльфаСтрахование» Александр Горин, специально прилетевший для этого из Москвы.

«Впервые!» Такую характеристику можно дать дважды – говоря об экспонировании оклада в храме и страховке раритета. Поступив в 1939 году в коллекцию Центрального музея ТАССР, реликвия лишь однажды покидала его стены – в 2016 году, для экспонирования на выставке в Государственном музее изобразительных искусств РТ. И вот в первый раз оклад будет выставлен в восстановленном соборе Казанской иконы Казанской Божией Матери. Собор воздвигнут на прежнем месте, где ранее хранилась одна из главных святынь православного мира – Казанская икона Божией Матери, явленная в 1579 году и воспроизведённая во множестве списков. В соборе икона пребывала именно в этом окладе, который имеет удивительную историю и является прекрасным произведением искусства.

«Десять накладных клейм, которые изображают праздники Богородицы и чудесные события, связанные с обретением иконы, выполнены в чеканке в мельчайших деталях, вплоть до того, что из труб над крышами изб вьётся дымок, – рассказала Главный хранитель музея Лилия Саттарова. – Это бескрайние возможности для того, чтобы насладиться художественным мастерством. Часть внутренней рамы мы атрибутируем как работу московских мастеров Оружейной палаты семнадцатого века. Конечно, оклад ещё нуждается в исследованиях, и его представление в храме, думаю, станет дополнительным импульсом к изучению и данной реликвии, и всей православной коллекции нашего музея».

Подлинная Казанская икона Божией Матери находилась в соборе Богородицкого монастыря до 1904 года, когда была трагически утрачена. Сам собор взорвали в 1932 году. И вот нынче, 21 июля, в день Казанской иконы Божией Матери, будет освящён новый собор, который строили пять лет. С этого дня в нём можно будет увидеть привезённый из главного музея Татарстана оклад-реликвию. На торжественном открытии воссозданного собора ожидают президента России Владимира Путина.

19 июля оклад планируется перевезти из музея в собор «Спецсвязью» в специально оборудованном авто с вооруженной охраной. Исключительной ценностью передаваемой реликвии обусловлена сумма страховки. Оклад передаётся, согласно договору, на год с возможностью пролонгации. При этом он остаётся в составе Музейного фонда Российской Федерации и числится за Национальным музеем Республики Татарстан. «В дальнейшем для собора было бы неплохо сделать копию ризы, – сказала заместитель генерального директора музея Лилия Саттарова. – Такие примеры есть. Эрмитаж, например, не отдает ни одного такого художественного экспоната в церковь. Отдаются только мощи как сами святыни. А риза, какой бы она исторической и художественной ни была, святыней не является».

И вот ещё одно «впервые». Страховка предметов, передаваемых на время в другие учреждения – обычное дело для музеев, однако, меценатское, то есть безвозмездное, страхование – случай уникальный, произошедший первый раз за всю историю главного музея Татарстана.

Риски, связанные с транспортировкой и установкой оклада на новом месте, его пребыванием вне музейных стен взяло на себя АО «АльфаСтрахование». Эта компания – давний партнёр Национального музея в сфере страхования культурных ценностей. Как сказал на церемонии подписания декларации о меценатском страховании оклада заместитель генерального директора АО «АльфаСтрахование» Александр Горин, «для нас большая радость внести вклад в благое, святое дело».

Подписание состоялось в Министерстве культуры РТ. Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, поставив свою подпись на документе, отметил, что стоимость страховки такова, что Казанская епархия не смогла бы обойтись без меценатского соглашения.

 

Благодарим ИА «Татар-информ» за предоставленные фотографии, фотограф – Фасхутдинов Расих.