19 июля один из главных экспонатов Национального музея перевезли на новое место – в воссозданный собор Казанской иконы Божией Матери. Упаковка оклада-ризы, его перевозка и установка в храме проходили с особыми мерами безопасности –музейные стены покинул предмет мировой ценности. 

Перед упаковкой экспоната в специальный футляр митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл подписал передаточный акт. По этому акту музей временно передал Казанской епархии шесть предметов. Три из них – это составные части старинного серебряного оклада-ризы, в котором до трагической утраты (1904 год), находилась подлинная Казанская икона Божией Матери.

Во-первых, это наружный оклад – шедевр мастеров XVIII века с изображением событий, связанных с обретением иконы. Во-вторых, это малый, внутренний оклад XVII века, который, возможно, сделали московские мастера-серебряники. И в-третьих, это изготовленный в XIX веке киот, где размещалась сама икона.

Остальные три предмета обрамляют икону: тканевая риза; оклад из чеканной рамы и венчика и рамка, которая скрепляет оклад с вставленной в него иконой. Научные сотрудники музея предполагают, что в инкрустации венчика кроме разноцветного стекла могут быть рубины, изумруды, агаты. Все это предметы XIX – начала ХХ века из фондов Национального музея. Весь комплекс из шести предметов поступил в музей в 1939 году – из общины Петропавловской церкви, куда был привезен из закрытого в начале 30-х Казанского женского Богородицкого монастыря.

Список иконы, помещенный в оклад-ризу, сделан иконописцем мастерской Успенского Богородицкого монастыря Свияжска Ириной Нефедьевой. С тыльной стороны оклад обтянут фиолетовым бархатом. В ходе реставрации им заменили его изначальную, почти утраченную обшивку.

Для перевозки был изготовлен особый футляр – массивный деревянный ящик, сделанный под габариты наружного оклада (161 х 129 см).

Четверо реставраторов музея на специальных лентах опустили оклад-ризу в ящик и упаковали по всем правилам перевозки музейных ценностей: подкладки, упаковочная бумага, амортизирующая плёнка.

В фургоне автомобиля «Спецсвязи» с вооружённой охраной экспонат перевезли в храм. От Национального музея до собора – 600 метров по прямой, а маршрут автомобиля, с учётом правил движения в центре Казани, составил 2 километра.

В соборе оклад поместили в киот с дверцей из бронированного стекла – теперь она заперта и опечатана.

В киот ризу устанавливали по частям – оклад весит 30 кг. Одного только серебра около 20 кг, плюс дерево (кипарис) и позолота. Сначала в киоте закрепили на кронштейнах наружный оклад, потом в него поместили средник со всем остальным.

В соборе рядом с окладом-ризой находится Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери, который признан чудотворным. По размерам он больше, чем была икона, явленная в Казани в 1579 году, и не уместился бы в киоте оклада-ризы. Как отметил митрополит Кирилл, «исторически Ватиканский список никак не связан с этим окладом; сам же оклад будет напоминать о том, прежнем соборе и о той великой святыне, которая в нём находилась».

21 июля собор Казанской иконы Божией Матери будет освящён. Ожидается прибытие на церемонию освящения Президента России Владимира Путина и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

С этого дня посетители храма смогут видеть современный список чудотворного образа в драгоценном облачении, которое долгое время хранилось в фондах Национального музея – тканевой ризе, окладе с венцом, киоте, среднике и внешней раме.

Благодарим за предоставленные фотографии ИА «Татар-информ»