В Казани проходит Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам сохранения объектов культурного наследия, приуроченная к 100-летию образования органа охраны памятников Республики Татарстан.  24 мая 2019 года Национальный музей Республики Татарстан принял участие в данном мероприятии, представив специальную экспозицию, которая вызвала большой интерес у участников и гостей конференции, приехавших в Казань из многих регионов России и разных стран мира.

Выставка, состоящая из 60 подлинных раритетов, датирующихся XIII-XXI веками, отражает роль музея и его коллекций в процессе сохранения и восстановления объектов культурного наследия в нашем регионе.

Губернский Подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Отделе народного образования губернских Советов депутатов был организован в Казани в 1919 году. Его возглавил директор Казанского губернского музея Б.Ф. Адлер, в состав Подотдела вошел хранитель художественного отдела музея П.М. Дульский. На базе музея организовывались научные экспедиции, собирались новые коллекции. В 1920-х годах музей продолжал издавать журнал «Казанский музейный вестник», авторами которого были ведущие ученые страны, и на страницах которого поднимались актуальные вопросы сохранения культурно-исторического наследия республики.

Со времени возникновения и по сегодняшний день сотрудники органа охраны памятников продолжают активно сотрудничают с Национальным музеем Республики Татарстан, используя богатейшие коллекции как источник по восстановлению облика старинных зданий и сооружений. Так, в последние годы Национальный музей работает в тесном сотрудничестве с Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан по реставрации и реконструкции объектов Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск», воссозданию Собора Казанской иконы Божьей Матери при Казанском Богородицком монастыре.

На выставке музей представил предметы из археологической коллекции, документальные и фотографические материалы, а также изобразительные источники, рассказывающие о страницах истории изучения и реконструкции памятников города Болгар и зданий Казанского Гостиного двора.

Руины средневекового Болгара привлекали внимание ученых, любителей-коллекционеров, путешественников. На протяжении XIX века учеными Казанского университета предпринимались попытки изучения и сохранения булгарских древностей. Об этом свидетельствует раритетный альбом «Архитектурные чертежи развалин древних Болгар…» снятых с натуры казанским губернским архитектором А.К. Шмидтом, планы и заставки в котором гравировал известный в Казани художник Василий Степанович Турин. Резные и майоликовые панели Соборной мечети, фрагменты изразцов со зданий Болгара XIII-XIV веков собирались членами Общества археологии, истории и этнографии Казанского Императорского университета в 1880-1920-х годах. После закрытия Общества, коллекции были переданы Центральному музею ТАССР в 1929 году.

Наряду с фотографами к работе по сохранению внешнего облика памятников архитектуры были привлечены и художники, работавшие в Казани в первой трети ХХ века. Так, акварельные рисунки различных архитектурных деталей были выполнены художником Корсунцевым в 1915 году и Л.М. Поздеевой в 1920 году.

Документы, связанные с деятельностью Василия Васильевича Егерева, напоминают о неразрывной связи с музеем судьбы архитектора. В 1924 году он становится третьим после профессоров Б.Ф. Адлера и К.В. Харламповича председателем Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы при Академическом Центре Татнаркомпроса, помещавшемся тогда в здании Национального музея. С 1939 года В.В. Егерев стал членом Ученого совета музея. Его докторская диссертация «Казанские архитекторы второй половины XVIII и первой половины XIX века», хранящаяся в фондах Национального музея Республики Татарстан, пользуется постоянным спросом у исследователей. Фотография 1928 года запечатлела у Малого минарета в Болгарах исследователей булгарских древностей: художник Д.И. Архангельский, искусствоведы Б.П. Денике и Корнилов П.Е., В.В. Егерев.

Комплекс зданий Гостиного двора, к которому относится и Гостинодворская церковь, восстанавливался и реконструировался несколько раз. На литографии по рисунку французского художника Андре Дюрана церковь Николы Гостинодворского запечатлена до сильного пожара 1842 года, когда Гостиный двор выгорел почти до основания. Его смогли восстановить за пять лет, но тогда в здании не было музея с ценнейшими экспонатами, требующими особых режимов хранения. После пожара 1987 года на восстановление старинного здания потребовалось значительно больше времени. В 1993 году управление реконструкции при Казанской городской администрации приступило к восстановлению здания по проекту архитектора С.А. Козловой. Зданию было решено вернуть первоначальный двухэтажный вид. Реконструкция и реставрация были поделены на четыре очереди. Работы в здании по улице Кремлевской, включая центральный фасад, завершили в 2001 году. На выставке представлены фотографии, отражающие процесс восстановления внешнего облика здания, а также архитектурные модели, созданные персональной творческой мастерской Козловой С.А. На сегодняшний день являются раритетами и представлены на выставке предметы, отражающие вековую жизнь самого здания Гостиного двора: кирпич, скобяные изделия, деталь лестницы. Предметы были найдены и переданы при реконструкции здания Национального музея Республики Татарстан.