В запасниках Нацмузея РТ хранится бесценный экспонат – самолет У‑2 (По-2). Впрочем, слово «хранится» не совсем уместно. Без нашей помощи от самолета-легенды, знаменитого ночного бомбардировщика скоро могут остаться лишь воспоминания…

Так начинался материал, опубликованный в февральском номере журнала под заголовком «Памяти ночного бомбардировщика». Суть: чтобы вернуть легендарный биплан в музейные залы, нужна реставрация, но средств на это нет. Хотя для нас, татарстанцев, хрупкий фанерно-перкалевый биплан, по идее, не просто дорогая реликвия – бесценная память. Это один из тех одиннадцати тысяч У-2, которые были выпущены за годы войны в Казани на авиационном (ныне – вертолетном) заводе №387. Подростки и женщины в холодных цехах, полуголодные в войну собирали до трехсот пятидесяти самолетов в месяц. А мы сегодня, получается, не в состоянии восстановить один-единственный…Так полетим!

Рассказал я об этом, естественно, не для того, чтобы поплакаться в жилетку или отыскать виноватых. Есть конструктивное предложение: взяться за восстановление «поликарпова» всем миром. Координатором работ выступает журнал «Татарстан». Задача минимум – отреставрировать У-2, чтобы он снова смог занять свое место в музейном зале. Задача максимум – поднять самолет на крыло. Вопрос лишь в том, найдутся ли энтузиасты, предприятия, готовые поддержать нашу идею, те, кому действительно дорога наша История, не на словах – на деле.

Месяц, прошедший после первой публикации, сомнения частично развеял. Первым, как и следовало ожидать, откликнулось руководство Национального музея РТ. Генеральный директор Гульчачак Назипова поддержала идею журнала сразу и безоговорочно: «Мы давно мечтаем выставить уникальный экспонат на всеобщее обозрение, но все наши попытки найти средства для его реставрации до сих пор ни к чему не привели. Будут деньги, специалисты, способные восстановить У-2, – разрешим все необходимые формальности…»